Ayao "Alqualos" Kuroyuki (ayao) wrote,
Ayao "Alqualos" Kuroyuki
ayao

Профессиональный пользователь ПК

Есть на свете профессии сисадмина и программиста.

Некоторые сисадмины не любят, когда их называют программистами. Оно и понятно - сисадмин много чего такого умеет и знает, про что не всякий программист слышал. И если программа постоянно падает и портит свои данные, то именно сисадмину предстоит расхлёбывать последствия, восстанавливать данные из бэкапов и прочая, и прочая.

Некоторые программисты не любят, когда их называют сисадминами, что, впрочем, случается не так часто. Ещё больше программисты не любят, когда их заставляют выполнять работу сисадминов. Какой-то криворукий программист написал хреновую программу, а другого программиста заставляют разгребать последствия глюков, хотя он с гораздо большим удовольствием написал бы такую же программу по-человечески. Да и вообще, человек, может, изучал всю жизнь нюансы программирования на "Джаве", знает что такое барьеры чтения и записи, и почему DCL не работает как надо до Java 5, да и после частенько не работает. А тут его заставляют настраивать какую-то хрень в малознакомой операционной системе.

Но не смотря на различия между профессиями, почему-то и сисадмины, и программисты считают себя профессиональными пользователями. Казалось бы, что же тут удивительного, не будучи опытным пользователем разве можно стать сисадмином или программистом? Казалось бы, никак нельзя. Ну разве что хреновым сисадмином или программистом, но сейчас речь о настоящих профессионалах. Но вот что-то меня посетило сомнение - а вдруг и программисты, и сисадмины заблуждаются? То есть даже не так - что если опытный пользователь это одно, а профессиональный пользователь - вовсе даже третье?

Должен ли, например, хороший автомеханик или проектировщик автомобилей быть профессиональным водителем? Вряд ли. Конечно, как-то он машину должен уметь водить, иначе автомеханик не сможет её в гаражный бокс загнать, а проектировщик не сможет спроектировать удобный для водителя автомобиль. Но уровень подготовки гонщика или водителя автобуса им не требуется. То же самое и с сисадминами, и с программистами.

Многие ли сисадмины, умеют, например, колотить тексты со страшной скоростью? Если им максимум требуется подправить конфигурационный файл или задать вопрос на форуме? Конечно, высокая скорость набора - плюс, хотя бы для написания различных инструкций и отчётных документов. Но это не основное профессиональное требование. Программисту скорость набора нужнее, но она так же не столь критична - современные среды большую часть кода генерируют сами, а больше всего времени уходит на продумывание логики, а не на набирание кода. Конечно, тут можно сказать, что не всякому пользователю скорость набора также требуется. Да и вообще, что это за профессия такая - пользователь? Компьютер - это рабочий инструмент разных профессий. Бухгалтер должен знать бухгалтерские программы, дизайнер - графические, а секретарша - офисные. Та же скорость набора нужна секретарше (профессиональной), и на Хрен не нужна дизайнеру в большинстве случаев. А бухгалтеру больше важна скорость наколачивания цифр, наверное, хотя тут я могу ошибаться, так как от этой профессии бесконечно далёк и даже ни одного живого бухгалтера ни разу не видел.

Что ж, может быть я ошибся с формулировкой термина. "Профессиональный пользователь ПК" - это как профессиональный болтун языком. Много в каких профессиях требуется уметь болтать, но само по себе это умение не является профессией. Однако я хочу выразить ту мысль, что компьютеры настолько прочно вошли в современную жизнь, что навык работы с компьютером стал пожалуй даже более важен, чем навык вождения автомобиля, и что помимо градаций "чайник" и "опытный" появляется градация "профессионал", "ас" или "мастер", если желаете. Причём лучшие сисадмины и программисты до мастерского уровня пользователя могут не дотягивать.

Усложняет ситуацию с терминологией и то, что нынче не принято брать на работу профессиональных пользователей. Если от человека только и требуется, что работать с компьютером, и более никаких профессиональных навыков, то обычно берут какого-нибудь чайника. Кому охота платить деньги только за то, что человек умеет хорошо работать с компьютером и больше ничего не умеет?

Ну да Хрен с ней с терминологией. Я лишь хочу подчеркнуть, как растворилось в других профессиях само понятие навыка работы с компьютером. Не умеешь работать к компьютером? Чайник! Умеешь набирать тексты в "Ворде"? Секретарша! Виртуозно рисуешь? Художник! Уровень же владения другими программами может быть каким угодно, да и кого он волнует?

Так вот, я утверждаю, что умение работать с компьютером - это совершенно самостоятельное умение, не имеющее ничего общего ни с системным администрированием, ни с программированием. И у сисадминов с программистами оно может быть тоже развито по-разному, причём не обязательно в какой-либо зависимости от их профессиональных навыков. Хороший сисадмин может пять минут искать нужный файл, потом ещё пару минут чего-нибудь в нём колотить одним пальцем, но через десять минут всё будет сделано в лучшем виде. Плохой сисадмин может искать нужный файл полчаса, затем ещё полчаса гуглить, чтобы узнать, что в нём исправить - затем исправит за полминуты, но что-нибудь не то.

Так что же отличает профессионального пользователя? Это точно не умение программировать - хороший пользователь может за всю жизнь не написал ни одного "Hello world". Во времена DOS ещё трудно было себе представить хорошего пользователя, который не умеет писать скрипты, сейчас же в эпоху Windows это на Хрен никому не надо, а линуксоиды составляют несущественное меньшинство, во всяком случае на десктопах, а именно с десктопами нормальные пользователи и работают.

Должны ли быть у хорошего пользователя сисадминские навыки? Минимальные - безусловно, так же как и у сисадмина должны быть навыки пользователя. Но хорошему пользователю вовсе ни к чему знать, например, как настраивается Apache, PHP и MySQL. Ну или IIS и SQL Server. Также для хорошего пользователя могут быть китайской грамотой домены, Active Directory и VPN.

Профессиональный пользователь, во-первых, владеет терминологией. Как и всякий сисадмин, он знает, чем системный блок отличается от процессора, а монитор - от экрана. Но ещё он знает, что F1 - это функциональная клавиша, а Esc - специальная. Также он понимает разницу между клавишами и кнопками. Он не путает панель задач и панель инструментов, курсор мыши и текстовый курсор, выпадающий список и вложенное меню. Вообще-то этой терминологией должны владеть все, кто работает с компьютером, но именно мастерского пользователя отличает полное отсутствие какой-либо путаницы. Профессиональный сисадмин может позволить себе обозвать клавишу кнопкой и область уведомления "систреем", а профессиональный пользователь - нет.

Профессиональный пользователь, как уже было сказано, прекрасно владеет клавиатурой. 300 знаков в минуту на родном и английском языках - нормальная скорость набора для него, больше - уже навык профессиональной машинистки. Но не только клавиатурой он владеет. Другие устройства, причём не только ввода-вывода, ему тоже подвластны. Попасть быстро мышкой с первого раза в нужное место, правильно настроить её чувствительность, отрегулировать яркость монитора, машинально и без запинки заправить бумагу в принтер - всё это он умеет. Грязный монитор, глючащая мышь, загибающийся вентилятор - всё это он чувствует сразу и стремится либо исправить своими силами, либо взывает к помощи сисадмина.

Кстати, насчёт английского языка. Владение им - отдельный навык, но для хорошего пользователя он обязателен. Во всяком случае обязательно умение читать технический анлийский и гуглить на нём.

И по поводу гугления тоже. Профессиональный пользователь владеет им в совершенстве. Он знает, как найти нужную информацию как можно быстрее. Он умеет составлять запросы так, чтобы находилось как можно меньше мусора. Если ему нужно найти отзывы по товару, а находится реклама - он пишет "inurl:forum", если название искомого случайно совпало с названием попсовой песни - дописывает "-исполнитель", чтобы исключить ссылки на песню.

Профессиональный пользователь интуитивно владеет практически любым интерфейсом, в котором можно хоть что-то понять. Если ему приходится столкнуться с "Линуксом", он не смотрит на Gnome, как баран на новые ворота, а ищет то, что ему нужно - например, браузер и файловый менеджер.

Кстати о браузерах - профессиональный пользователь прекрасно знает, что такое браузер, файловый менеджер, instant messenger и почтовый клиент, не обзывая их "эксплорером", "проводником", "аськой" и "аутлуком". Он знает названия самых популярных программ этих классов и пробовал с большинством из них работать. Он никогда не будет довольствоваться возможностями программы, которая неудобна, глючит или тормозит. Он выберет ту, что удобнее всего лично ему, но и в популярных аналогах не будет теряться.

Профессиональный пользователь имеет особое зрение. Он видит абсолютно всё, что происходит на экране. Появление в области уведомлений нового значка или изменение существующего мгновенно привлекает внимание. Пиктограммы с изображениями восклицательных знаков, чего-либо красного или жёлтого, да и просто что-то непонятное тут же вызывает желание разобраться что это такое и чем это вызвано. Как и вообще что-либо отличное от привычной картины - например, нетипичные тормоза, падение программ, которые до этого стабильно работали.

О тормозах и падениях следует также заметить вот что. Профессиональный пользователь крайне редко сталкивается с вирусами. Его сисадминских навыков вполне достаточно, чтобы отключить автозапуск и установить что-либо подобное NoScript в Firefox, а мозгов хватает, чтобы не скачивать и не запускать что ни попадя. К тому же профессиональный пользователь не любит мусор в системе, никогда не устанавливает ненужные программы, а от предустановленных старается избавиться, если они хоть как-то себя проявляют, а не просто лежат мёртвым грузом.

Профессиональный пользователь всегда старается работать максимально эффективно. Он запоминает сочетания клавиш для часто используемых действий и никогда не лазит в меню "правка", чтобы скопировать или вырезать текст. Он всячески приветствует любые улучшения интерфейса, делающие работу удобнее и быстрее - поиск в меню кнопки "Пуск" Windows 7, интеграцию поисковых систем в адресную строку браузера, возможность быстро выполнять основные действия на веб-страницах без их перезагрузки (хотя он может и не знать, что за этим кроется Ajax). А вот изменения в интерфейсе, не делающие его удобнее, он недолюбливает, так как приходится зря переучиваться, а это делает работу менее эффективной.

В общем и целом, профессиональный пользователь умеет именно работать к компьютером - не с отдельными программами, не с оборудованием, не с операционными системами, а именно с компьютером в целом, так же как профессиональный водитель водит автомобиль, чувствуя каждую его особенность, а не просто вертит баранку и жмёт на педали.
Tags: it
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments